На главную страницу







Михайловское
Петровское.
Тригорское.
Городище Савкино.
Городище Воронич.
Велье
Музей "Мельница в д.Бугрово".
Святогорский Успенский монастырь.
Святые Горы.
Видео фрагменты


Тригорское.


Михайловская ссылка закончилась для А.С.Пушкина 3 сентября 1826 года срочным выездом в Москву по распоряжению властей. И уже на следующий день по дороге из Пскова он пишет письмо П.А.Осиповой в Тригорское: "... Я еду прямо в Москву, где рассчитываю быть 8-го числа текущего месяца; лишь только буду свободен, тотчас же поспешу вернуться в Тригорское, к которому отныне навсегда привязано моё сердце".

  Тригорское. Осень. 12 Mb

В Тригорское из Михайловского ведет знакомая поэту "дорога, изрытая дождями", и уже отсюда, с опушки леса, открывается вид на три горы. Виден дом, украшенный портиками и колоннами, и парк на трех знаменитых холмах ... Это - усадьба михайловских соседей и друзей Пушкиных - Осиповых и Вульфов. Сюда, в Тригорское, юного Пушкина влекло уже с первого знакомства в памятное лето 1817 года:

... Быть может (сладкое мечтанье!),
Я к вашим возвращусь полям,
Приду под липовые своды,
На скат тригорского холма,
Поклонник дружеской свободы,
Веселья, граций и ума.

 Видеофрагмент. Река Сороть в Тригорском (осень) 2.7Mb


Усадьба Тригорское на крутом берегу реки Сороти возникла в 1762 году, когда по выходе в отставку государственный служащий Максим Вындомский получил за усердную службу от императрицы Екатерины II поистине царский подарок - землю в Егорьевской губе и крепостных. Позже владения перешли к его сыну - Александру, офицеру в отставке. Человек широких культурных интересов, ценитель живописи, литературы, он заложил основу оригинального пейзажного парка. Сам барский дом занимал средний из трех холмов. В 1817 году юный Пушкин и встретился здесь с дочерью А.М.Вындомского Прасковьей.

  Тригорское. Весна. 48 Mb

К тому времени она - глава большого семейства. После смерти мужа- Н.И.Вульфа - осталась с тремя детьми: Алексеем, Анной (Аннетой) и Евпраксией (Зизи). Во втором браке с И.С.Осиповым родились дочери Мария и Екатерина. Жила в семье и падчерица - Александрина (Алина), навещала тетку Анна (Нетти) Вульф.

В 20-е годы (на время ремонта барского дома) семейство перебралось в пустующее здание бывшей полотняной фабрики. Но особняк долго стоял заброшенным, потом в нем случился пожар. Фабричную постройку перестроили в просторный и уютный жилой дом, ставший приютом и для поэта в годы изгнания.

Прасковья Александровна (как позже и ее дочери) получила домашнее образование, воспитание, которое предписывало хорошее знание иностранных языков, литературы. Ее "не светское", деятельное участие в судьбе опального поэта во многом определило отношение А.С.Пушкина к Тригорскому. Переписка П.А.Осиповой с В.А.Жуковским, А.А.Дельвигом, П.А.Вяземским, А.И.Тургеневым в известной мере раскрывает драму жизни поэта. Для него всегда была открыта богатая библиотека, где, работая над "Борисом Годуновым", он читал "Деяния Петра Великого" Голикова.

"Вчера я посетил Тригорский замок, сад и библиотеку. Уединение его поистине поэтично, так как полно воспоминаниями о вас ...", - писал А.С.Пушкин П.А.Осиповой во время ее отъезда.

 Видеофрагмент. "Скамья Онегина" в Тригорском (зима) 2.7Mb


В июне 1825 года Прасковью Александровну навестила племянница - Анна Керн. И романтическое увлечение ею отозвалось вдохновенными строками - "Я помню чудное мгновенье". Впрочем, романтическая приподнятость отношений вообще была свойственна обитателям Тригорского. Сказывалось увлечение Байроном, Шиллером, Руссо, Ричардсоном, Карамзиным, Жуковским ... И пушкинские строки, адресованные "девам гор", находили у них признание.

Отзываясь на приглашение А.С.Пушкина, в июне 1826 года приехал в гости вместе с А.Вульфом его университетский приятель - Н.МЯзыков. После потрясения 14 декабря 1825 года людям, близким по духу, встреча была необходима. Память о ней - большое языковское стихотворение "Тригорское", послание к Пушкину "О ты, чья дружба мне дороже", и ответные пушкинские стихи "К Языкову".

По словам А.Вульфа, деревенская жизнь Евгения Онегина "вся взята из пребывания Пушкина у нас, "в губернии Псковской". Здесь среди друзей возникало столь драгоценное для поэта состояние души - вдохновение. Оно рождало образы Татьяны, Ольги, Владимира Ленского ...

И потому, любители поэзии издавна связывали Тригорское с "домом Лариных", который стал известен читающей России. Потомки П.А.Осиповой бережно хранили домашний пушкинский музей.

После революции, в феврале 1918 года, Тригорское (как многие другие усадьбы) было разграблено и сожжено. "Грабили и жгли крестьяне, - вспоминал очевидец, - но руководили ими два лица с уголовным прошлым".

 Видеофрагмент. Тригорское, осень. Вид со стороны "скамьи Онегина" 2.2Mb


По фотографиям и документам Тригорский дом и его интерьеры восстановлены в 1962 году. Тогда же в нём был открыт музей, экспозиция которого рассказывает о тригорских обитателях и дружбе с ними Пушкина, о его стихах, посвященных Тригорскому. В 1996-1998 гг. дом-музей капитально отремонтирован, его экспозиции дополнены.

По старой традиции в доме - парадные и черные сени и буфетная. История тригорского дома раскрывается здесь в документах бывшей полотняной фабрики, старинных фотографиях. Картина, запечатлевшая старый "Дом Лариных" (худ. В.Мешков, 1916) - пролог в нашему знакомству с семейством Осиповых и Вульфов.

Обычно собирала всех вместе столовая. Шумно и хлебосольно отмечали в Тригорском праздники; о них напоминают строки "Евгения Онегина":

У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод.
В день Троицы, когда народ,
Зевая, слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три;
Им квас как воздух был потребен,
И за столом у них гостям
Носили блюды по чинам.
Перед нами - женские портреты, модные в ту пору силуэтные изображения. Взаимоотношения поэта с обитателями Тригорского преломляются в творчестве - стихах, зарисовках, письмах. В литературной экспозиции прослеживается связь Пушкина с Тригорским в течение двадцати лет.

Среди гостей усадьбы Пушкин не раз встречал окрестных помещиков и остро воспринял психологический склад провинциального дворянства. "Для них не прошли еще времена Фонвизина, - писал он. - Между ими процветают еще Простаковы и Скотинины ... Это впрочем не относится к родственнику, у которого я в гостях" ("Роман в письмах").

Действительно, тригорская семья выделялась культурными традициями и в тяжелое для Пушкина время ссылки радостно приняла его как поэта. Прекрасные обитательницы Тригорского - "девы гор" ждали его новых стихов, восторженно слушали его чтение поэмы "Цыганы" и, вероятно, угадывали личный смысл поэтических строк:
И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.

Вот почему к семье Осиповых и Вульфов у Пушкина было особое доверие. И когда у поэта возник план побега из ссылки за границу через Дерпт (Тарту), - он доверился сыну хозяйки Алексею, не без оснований рассчитывая на его помощь.

По ряду причин побег так и не состоялся, но встречи с А.Вульфом, человеком образованным, оказались весьма важны поэту, томившемуся в деревенской глуши.

В кабинете А.Вульфа - его портреты разных лет; портреты друзей - А.С.Пушкина и Н.М.Языкова. Памятный ломберный столик, на нем неизменные спутники досуга - игральные карты.
Старинное оружие - из такого Пушкин и Вульф (по его словам) "палили в звезду, укрепленную над воротами", состязаясь в меткости.
Старинный шахматный столик - память и об онегинских строках, и о частных встречах, спорах ...
Среди книг выделяется мемориальная - с автографом А.Вульфа. Это книга немецкого философа И.Фихте "Назначение человека" (Лейпциг, 1801). Она - напоминание о широте интересов хозяина кабинета. "разговор его был прост и важен, - вспоминал поэт. - Его занимали такие предметы, о которых я и не помышлял". Позже в своих "Дневниках" А.Вульф высоко оценил "Евгения Онегина" - роман, который "почти весь написан на моих глазах". Более того, образ Владимира Ленского напоминает некоторые черты А.Вульфа. Тем не менее, главная героиня романа - Татьяна Ларина.

 Видеофрагмент. Дуб уединенный в Тригорском (зима) 2.5Mb


Память о жизни уездной барышни и женских судьбах Тригорского -
"Что за прелесть эти уездные барышни! Воспитанные на чистом воздухе, в тени своих садовых яблонь, они знание света и жизни почерпают из книжек. Уединение, свобода и чтение рано в них развивают чувства и страсти, неизвестные нашим рассеянным красавицам ... Конечно, всякому вольно смеяться над некоторыми их странностями, но шутки поверхностного наблюдателя не могут уничтожить их существенных достоинств, из коих главное: особенность характера, самобытность ("Барышня-крестьянка").

В комнате - портрет Е.Н.Вульф. Отношения с нею рождали легкие полушутливые строки:
Вот, Зина, вам совет: играйте,
Из роз веселых заплетайте
Себе торжественный венец -
И впредь у нас не разрывайте
Ни мадригалов, ни сердец.

Ее имя мы встретим на страницах "Онегина". Силуэтное изображение старшей сестры - Анны: она сохранила преданность Пушкину на всю жизни. Приметы быта уездной барышни - пяльцы, девичье чтение, рукоделье. Многие памятные вещи, подаренные Пушкиным в разные годы: чернильница, ковшичек для приготовления знаменитой "жженки ромовой", IV и V главы "Евгения Онегина" с дарственной надписью: "Евпраксии Николаевне Вульф от Автора. Твоя от твоих. 22 февраля 1828 г.". И традиционный альбом:
Конечно, вы не раз видали
Уездной барышни альбом ...
Тут непременно вы найдете
Два сердца, факел и цветки;
Тут верно клятвы вы прочтете
В любви до гробовой доски;
Какой-нибудь пиит армейский
Тут подмахнул стишок злодейский.
В такой альбом, мои друзья,
Признаться, рад писать и я.

В девичьих альбомах Тригорского сохранились пушкинские строки. Обмениваться альбомами и делать записи удобнее всего было в гостиной.

Продолжены начатые после войны восстановительные работы в парке. Сотрудниками заповедника собрано немало реликвий "дома Лариных". "Сквозь магический кристалл" знаменитого романа в стихах раскрывается своеобразие мужского и женского мира Тригорского. Собрание картин, книг рассказывает о жизни, интересах, взаимоотношениях людей пушкинского окружения в деревне и, тем самым, приближает к истокам его творчества.

Поэтические уголки парка - "скамья Онегина", "аллея Татьяны", "дуб уединенный" и другие - представляют сегодня не только самостоятельную ценность, но вписаны в целостный мир усадьбы, названной самим Пушкиным - "приют, сияньем муз одетый".




Предыдущий сервер-участник Следующий сервер-участник Пушкин web-ring
дизайн и разработка - студия WEBLab
сервер открыт 1 апреля 1999 года
© Музей "Михайловское", 1999