На главную страницу







Михайловское
Петровское.
Тригорское.
Городище Савкино.
Городище Воронич.
Велье
Музей "Мельница в д.Бугрово".
Святогорский Успенский монастырь.
Святые Горы.
Видео фрагменты


Петровское.


Само название вотчины - Петровское - открывает богатейший исторический пласт. Рядом с деревенькой Кучане, которая в писцовых книгах XVI века упоминается как Кучанская, возродилось родовое имение предков А.С.Пушкина, подаренное в 1742 году императрицей Елизаветой Петровной прадеду поэта, выходцу из Африки, крестнику, воспитаннику, сподвижнику Петра I, Абраму Петровичу Ганнибалу, названное им в честь своего великого благодетеля.

  Дом ганнибалов в Петровском. 47,5 Mb

Судьба прадеда Пушкина - царского арапа - необыкновенно, со взлетами и падениями на протяжении семи царствований ... Четверо сыновей его - все участники славных побед Екатерининской эпохи: генерал-аншеф (в отца!) Иван (Ганнибал Наваринский), имя которого лицеист Пушкин обнаружил на Морейской колонне Екатерининского парка; генерал-майор Петр Абрамович, волею судьбы ставший долгожителем и хранителем реликвий славного рода; младшие братья их - Иосиф (Осип), прямой дед Пушкина и Исаак - отчаянно храбрые воины.

 Видеофрагмент. Петровское осенью. Дом Ганнибалов, беседка. 3.0Mb


История А.П.Ганнибала и его сыновей всегда интересовала Пушкина. В годы Михайловской ссылки поэт начинает обдумывать возможности художественного воплощения образа Ганнибала. В 1825 году в примечаниях к первому изданию первой главы романа "Евгений Онегин" Пушкин приводит биографическую справку о своем прадеде, обещая "издать полную его биографию". К, сожалению, роман "Арап Петра Великого", над которым Пушкин работал в конце лета 1827 года в Михайловском, остался незаконченным, но довольно подробно он рассказал историю жизни прадеда - военной, политической деятельности и семейных обстоятельств в статье "Начало автобиографии" (1834).

После кончины Абрама Петровича (1781 г.), согласно раздельному акту 1782 года, Петровское унаследовал его сын Петр Абрамович - двоюродный дед Пушкина. Это был единственный из многочисленных детей царского арапа, с которым поэт поддерживал живые связи. Петр Абрамович скончался в июне 1826 года, пережив братьев своих и сестер более чем на 20 лет. От него Пушкин получил интереснейшие документы, касающиеся родословной Ганнибалов.

С 1822 по 1839 годы в Петровском жил сын Петра Абрамовича, Вениамин Петрович - двоюродный дядя Пушкина. Он был гуманитарно образованным человеком: агроном, большой поклонник поэзии Пушкина.

После кончины В.П.Ганнибала имение перешло неким Княжевичам, которые, хотя и не имели никакого отношения ни к Ганнибалам, ни к Пушкиным, не перестроили дом, а сохранили его таким, каким его видел поэт.

В смутную пору гражданской войны в 1918 году 19 февраля имение, как и многие другие дворянские усадьбы, было сожжено.

В сентябре 1969 года Совет Министров РСФСР вынес постановление о восстановлении дома Ганнибалов в Петровском. И через восемь лет в июне 1977 года широко распахнулись двери дома-музея для экскурсантов, прибывающих со всех концов страны и из-за рубежа.

Музейная экспозиция позволяет получить посетителям богатейшую информацию о жизни и деятельности Ганнибалов трех поколений, прошедших так или иначе через интерес Пушкина к своей родословной, отразившейся в его творчестве. Ганнибаловские предки для него были отнюдь не генеологической экзотикой, но семейственным приобщение к "веку минувшему", обозначившему новое направление всей русской истории. "По смерти Петра, - писал Пушкин, - движение, переданное сильным человеком, все еще продолжалось в огромных составах государства преобразованного". И в этом "движении" Ганнибалы сыграли значительную роль.

Чтобы отразить интересы представителей трех поколений рода Ганнибалов, с именами которых связано Петровское, и, учитывая, что одной из главных комнат дворянского жилища в 18-19 веках обычно являлся кабинет хозяина дома - место занятий, деловых приемов и отдыха, создатели музея воссоздали именно кабинеты, условно посвященные: Абраму Петровичу, Петру Абрамовичу, Вениамину Абрамовичу.

В экспозиции представлены книги А.П.Ганнибала (остатки некогда богатой библиотеки, которую современники называли "прекрасной") - это "Система" и "Четьи Минеи" с полистовыми пометами, сделанными рукой Абрама Петровича. Личные вещи Ганнибалов: икона "Спас Нерукотворный" XVIII века; печатка, на сердоликовой нарезке которой явствует оттиск гербового знака основателя рода Ганнибалов на Руси, коим являлся Абрам Петрович, шкатулка для чая, фарфоровая вазочка, кусок обивочной ткани, расшитый серебряными нитями крепостными мастерицами именного кресла Петра Абрамовича, и так же рукописи, миниатюры, гравюры и многое другое - вещественные мемории давней эпохи. О каждом из таких экспонатов - рассказ особый. Вот, например, старинная литография Николя Лермессена "Битва при Лесной": на переднем плане - штаб русских войск во главе с Петром; среди воинов в правом нижнем углу представлен довольно рослый подросток со смуглым лицом, в мундире преображенца, но в восточном тюрбане. Это барабанщик - Абрам Петров, будущий генерал-аншеф Абрам Петрович Ганнибал. Невольно приходят на память слова Пушкина (в письме к брату, 1825): "Присоветуй Рылееву в новой его поэме поместить в свите Петра I нашего дедушку. Его арапская рожа произведет странное действие на всю картину Полтавской битвы".

Великолепным обрамлением возрожденного усадебного дома предстает старинный регулярный парк Петровского, достаточно хорошо сохранившийся с характерными чертами стиля Петровской эпохи. Четкая геометрическая планировка территории, равной почти девяти гектарам, удивительно удачно задействованный для этого естественный характер рельефа с подъемами и спусками уже более двухсот лет несет на своей поверхности стройные фаланги липовых аллей. Система декоративных и хозяйственных прудов, топография садовых элементов и аксессуаров; очертания аллей в сочетании с открытыми пространствами создают гармоничный образ неотразимого воздействия.

Гений - одухотворитель этого уголка земли А.С.Пушкин одарил этот край звуками чарующей лиры и мудрой прозы. И, кажется, всегда вход на главную аллею парка с романтическим видом на беседку-грот, в проемах которой сияют манящие водные дали, предварял поэтический мрамор:


В деревне, где Петра питомец,
Царей, цариц любимый раб
И их забытый однодомец,
Скрывался прадед мой арап.
Где, позабыв Елисаветы
И двор и пышные обеты,
Под сенью липовых аллей
Он думал в охлажденны леты
О дальней Африке своей ...

В летнюю пору, когда распахнуты настежь все три двери парадной залы дома-музея, суровые лики Петра Великого и его крестника Абрама Ганнибала, устремляются взорами сквозь тучную зелень сада на водную стихию. А сам дом при прогулке по парку возвращается в зеркальном отражении озера, - с раскрепованными навершиями, создавая ассоциативную связь с музыкальной пьесой. Ведущая тема музея-усадьбы: "Гром победы раздавайся, / Веселися гордый Росс!" - звучит в парадной зале в полную силу и, кажется, постепенно затихает в прохладе парка. Его центральная аллея выводит к озерной глади, в дальнейшей перспективе которой проглядывается в древесной куще "поэта дом опальный", Михайловское ...




Предыдущий сервер-участник Следующий сервер-участник Пушкин web-ring
дизайн и разработка - студия WEBLab
сервер открыт 1 апреля 1999 года
© Музей "Михайловское", 1999